Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"


Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"

Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"

Получив в 1925 году заказ снять большую эпопею к двадцатилетию первой русской революции, Сергей Эйзенштейн решил создать фильм, сюжет которого основан на реальных событиях.

В основу сценария, авторами которого являются Нина Агаджанова Шутко и Сергей Эйзенштейн, были положены события, произошедшие в июне 1905 года на броненосце "Князь Потемкин Таврический", когда команда подняла восстание и захватила корабль. Тогда на подавление бунта была направлена Черноморская эскадра, но матросы отказались стрелять по восставшим. Жители Одессы поддержали восстание моряков, что привело к кровавому расстрелу толпы царскими войсками.

В фильме, который стал подлинной энциклопедией кинематографического мастерства, снимались актеры Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин, Нина Полтавцева, Константин Фельдман, Беатрис Ветольди, Иона Бий Бродский и др. Фильм был немой, но Эйзенштейну удалось достичь огромной выразительности благодаря "особому монтажу". Режиссер мастерски выстроил сцены, рассчитав их чередование.

Критики отмечали работу операторов - Владимира Попова и Эдуарда Тиссэ, которая отличалась оригинальными точками съемок, неожиданными ракурсами, смелыми монтажными сопоставлениями дальних и общих планов с крупными планами и кадрами деталями. Они вовлекали зрителя в самую гущу происходящего.

Фильм был снят и смонтирован в течение четырех месяцев.

Официальный просмотр "Броненосца Потемкина" прошел 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании, посвящённом 20 летию Первой русской революции. Впервые за всю историю Большого театра здесь демонстрировалось кино.

Премьера фильма состоялась 18 января 1926 года в 1-ом Госкинотеатре (ныне кинотеатр "Художественный" на Арбате). Фасад кинотеатра представлял собой макет броненосца, внутри висели спасательные круги и морские флаги, а весь персонал был одет в матросские костюмы. Перед началом показа горнист играл гимн восстания. Лишь за первые недели фильм посмотрели свыше 300 тысяч советских зрителей. Зрители почти хором читали надписи на экране.

У фильма было несколько музыкальных сопровождений, из которых наиболее удачными признаны музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.

Сам Сергей Эйзенштейн очень любил и считал почти идеальным музыкальное сопровождение Майзеля, который первый сочинил музыку для "Броненосца "Потемкина". В звуковом сопровождении Майзеля, кроме музыкальных инструментов, использовались самые разнообразные шумовые эффекты, что создавало дополнительное эмоциональное воздействие на зрителей. Это музыкальное сопровождение не сохранилось полностью.

Первоначально немой фильм был озвучен в 1930 году, восстановлен первый раз в 1950 году, а второй раз - в 1976 году на киностудии "Мосфильм". Последняя редакция фильма была создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссером восстановления был Дмитрий Васильев. В 1950 году музыку к фильму заново написал Николай Крюков.

Самое знаменитое музыкальное сопровождение связано с именем Дмитрия Шостаковича, который написал музыку к фильму в 1965 году. Когда в 1976 году фильм был перенесён на более совершенную плёнку, то в качестве музыки к нему были использованы симфонии Дмитрия Шостаковича: Симфонии №5, №8 и №10 и "1905 год". Они так гармонично подошли к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному. Попытки озвучить фильм предпринимали даже модные зарубежные группы.

Последними на данный момент работами над звуковой дорожкой к фильму являются музыка, написанная в 2004 году британским поп-дуэтом Pet Shop Boys и американским музыкантом и композитором Del Rey совместно с группой The Sun Kings (2007).

В 2005 году американской композитор Яти Дюрант написал новую музыку к фильму, в которой звуки классического оркестра перемежались с современной квадрафонической электронной музыкой.

Считается, что с фильма "Броненосец "Потёмкин" в России появился цветной кинематограф. Красный революционный флаг раскрашивался на пленке вручную. На пленке того времени невозможно было воспроизвести красный цвет, который на экране выглядел черным, в итоге Эйзенштейн заранее снимал флаг белого цвета, а затем уже на копии фильма кисточкой раскрашивались все 108 кадров с флагом. Всего было отснято почти 5 тысяч метров пленки. С января 1926 года фильм Сергея Эйзенштейна начал своё триумфальное шествие по стране и некоторым странам мира. Тогда же негатив фильма был продан в Германию и перемонтирован режиссером Пилем Ютци. В мировой прокат вышел в основном именно этот, искаженный вариант ленты Эйзенштейна. В СССР негативы фильма были возвращены из Германии только в 1950 году.

В Германии "Броненосца" ожидал огромный успех. Когда там в одном из городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась разрешения на показ фильма, он был выпущен на экран, но с большими купюрами. Была показана картина и в США. И здесь американская цензура, внесла в него существенные "поправки". В большинстве странах мира публичный показ картины был запрещён. Во Франции это запрещение было снято лишь в 1953 году, в Японии в 1959 году. Кинозрители Португалии смогли увидеть фильм только в 1975 году.

В 2005 году на Берлинском кинофестивале прошла премьера отреставрированной версии знаменитого кинофильма Сергея Эйзенштейна. В ходе реставрации были восстановлены утерянные ранее кадры и промежуточные титры, в частности, восстановлены оригинальные слова Троцкого в прологе фильма, запрещенные цензурой, купюры в сцене на Потемкинской лестнице. Реставрация фильма проводилась при поддержке Британского института кинематографии и Федерального киноархива Германии.

Была найдена и заново записана музыка немецкого композитора Эдмунда Майзеля (1926 года). Аранжировку оригинальной музыки Майзеля для новой версии картины выполнил дирижер Хельмут Имиг. Показ стал мировой сенсацией. В 2008 году Мариинским театром совместно с Немецким культурным центром имени Гете в Петербурге была показана восстановленная версия фильма "Броненосец "Потемкин".

Фильм "Броненосец "Потемкин" оказал огромное влияние на мировой кинематограф, об истории его создания, о структуре фильма написано множество книг. Многие профессиональные мировые сообщества не раз признавали картину Эйзенштейна одним из величайших фильмов в истории. Этот немой фильм, совершивший настоящую революцию в киномонтаже, был отмечен Американской Киноакадемией еще в 1926 году и с тех пор регулярно включается в число величайших фильмов в истории кинематографа. В 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе бельгийская синематека провела опрос, чтобы установить "лучший фильм всех времён и народов". В нём приняли участие выдающиеся критики и киноведы из 26 стран мира. Первое место занял фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин", получивший 110 голосов из 117. В 1978 году, по состоявшемуся опросу киноведов всего мира, этот фильм был назван первым среди ста лучших фильмов.

В 2009 году фильм американский телеканал Turner Classic Movies, показывающий исключительно классические фильмы, выбрал картину Эйзенштейна в числе 15 фильмов оказавших наибольшее влияние на мировое кино. В рейтинге канала картина заняла второе место после фильма "Рождение нации" Дэвида Гриффита (1915).

В 2010 году британское издание о кино Empire выбрало "100 лучших неанглоязычных фильмов" и поставило картину Эйзенштейна на третье место.

В 2011 году фильм Сергея Эйзенштейна демонстрируется в кинотеатрах США: 14-20 января - в Нью Йорке, во время кинофорума, а с 18 по 24 марта 2011 года – в Лос Анджелесе.

Премьера фильма "Броненосец Потемкин" в Москве. 1926 год

Кадр из кинофильма Броненосец Потемкин

Кадр из кинофильма Броненосец Потемкин


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.